Тест чет нечет шульц черно красная таблица

Методика «Красно-черная таблица» Шульте - Горбова

Цель: Определить уровень переключаемости внимания.

Материал и оборудование: бланк для записи, ручка, секундомер, стимульный материал (таблица с красными и черными числами). Черный (от 1 до 25) и красный (от 1 до 24) ряды чисел распределены в случайной комбинации, исключающей возможность логического запоминания. Для детей используется другая таблица, где черный ряд чисел от 1 до 13, а красный - от 1 до 12.

Процедура исследования Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания (первое задание), затем красные числа в убывающем порядке (второе задание). Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель - время выполнения.

Методика может быть использована для обследования детей и взрослых. Для детей процедура, инструкция и оценка результатов выполняются аналогично, по иной таблице.

Инструкция испытуемому в первой серии: «Возьмите указку. Вам будет предъявлена таблица с красными и черными цифрами. Как можно быстрее и без ошибок найдите и укажите все черные цифры в возрастающем порядке от 1 до 25. Цвет называть не надо, только само число. Если все понятно, тогда приготовьтесь. Начали!»

Инструкция испытуемому во второй серии : «На этой же таблице найдите и укажите все красные цифры в убывающем порядке от 24 до 1. Старайтесь работать быстро и без ошибок. Цвет цифры называть не надо, называйте только само число. Приготовьтесь! Начали!»

Перед началом каждой серии делают перерыв в 3-4 минуты для отдыха испытуемого.

Инструкция испытуемому в третьей серии: « На таблице черно-красных цифр как можно быстрее и без ошибок находите, называйте и указывайте то красные, то черные цифры попеременно. Черные должны при этом последовательно возрастать, а красные – убывать. Начинайте с 1-черной и 24-красной цифр. Цвет цифры называть не надо, только само число. Если все понятно и нет вопросов, тогда приготовьтесь. Начали!»

Стимульный материал

Обработка результатов. При обработке результатов заполняется таблица:

Далее строиться график времени, затраченного испытуемым на выполнение трех серий исследования. А также устанавливается время переключаемости внимания. Время переключения внимания подсчитывается как разность времени между третьей серией и первой со второй вместе взятых. Показатель времени переключения "Т" подсчитывают по формуле.

Т = Т3 – (T1+T2), где

T1 – время, потраченное испытуемым на выполнение первой серии;

Т2 – время, потраченное на выполнение второй серии;

Т3 – время, потраченное на выполнение третьей серии.

Интерпретация и анализ результатов: Время выполнения 3-го задания не равно сумме времен первых двух заданий, хотя, казалось бы, в 3-м задании выполняются те же виды деятельности. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания данного испытуемого (с одной деятельности на другую).

Уровень развития у испытуемого переключаемости внимания определяется с помощью таблицы.

Поскольку скорость выполнения заданий первой и второй серий существенно влияет на итоговый показатель переключения внимания, то если испытуемый выполнял задания в первой или второй сериях менее, чем за 33 с, итоговый показатель следует увеличить подняв ранг на единицу или двойку. Если в первой или второй сериях испытуемый на поиск цифр затрачивал более 60 с, то ранговый знак увеличивается на 1 или 2, то есть уровень переключения определяется как более низкий.

В том случае, если время переключения оказывается меньше или равно "0", опыт необходимо повторить. Это означает, что испытуемый не принял инструкции в первой или второй сериях.

Анализируя результаты, важно проследить специфику поиска испытуемым чисел, особенности выхода из затруднений, когда число по каким-либо причинам сразу найти не удается. Одни люди испытывают затруднения, когда искомое число находится рядом с только что найденным, а другие – когда оно отстоит от него далеко.

На основании анализа количественных показателей, графика времени выполнения трех серий, числа допущенных ошибок, словесного отчета испытуемого, наблюдений экспериментатора и протоколиста можно описать характер переключения внимания, учитывая особенности концентрации, и предложить рекомендации по его развитию. В юношеском возрасте студенты могут тренировать переключаемость, меняя виды деятельности, по-разному чередуя самоподготовку по учебным дисциплинам. Адекватными данному тесту будут упражнения переключения внимания с одного объекта наблюдения на другие, попеременное выполнение отличающихся действий.

Матрицы Шульте — квадраты с хаотично размещенными по ячейкам числами от 1 до 25 (наиболее популярный размер таблицы — 5×5) стали широко использоваться в целях улучшения внимания, концентрации и расширения периферического восприятия.

Виды таблиц Шульте

По размеру и уровню сложности условно выделяют:

  • простые таблицы Шульте — 3х3, 4х4;
  • средний уровень — 5х5;
  • сложный — 6х6, 7х7 и т.д.

Классический вариант — черно-белый (черные числа на белом фоне). Более сложными считаются цветные таблицы Шульте и красно-черные, которые еще лучше тренируют концентрацию и избирательность внимания.

Помимо цифровой версии таблиц Шульте существует также буквенные вариант, прохождение которого осуществляется в алфавитном порядке.

Наибольшей популярностью таблицы Шульте пользуются в 2 областях:

  1. Тест для определения объема внимания (используется для диагностики уровня внимания у младших школьников и не только). Для диагностики переключаемости внимания (динамического внимания) используются красно-черные таблицы Шульте-Горбова. Успешное прохождение теста по таблицам Горбова-Шульте является обязательным условием допуска к управлению электропоездом для машиниста и помощника машиниста.
  2. Эффективное упражнение для развития периферического зрения — важнейший этап освоения техники быстрого чтения. Регулярные тренировки по таблицам Шульте расширяют охват зрения, то есть в поле видимости попадает значительно большее пространство с информацией, в нашем случае — это текст. Благодаря увеличению поля зрительного охвата и развитию скорости параллельного узнавания символов значительно увеличивается и скорость чтения.

Упражнения по таблицам Шульте не имеют возрастных ограничений. И для взрослых, и особенно для детей базовой ценностью тренировок с таблицами Шульте является развитие внимания.

Если для взрослых основной мотивацией является освоение техники быстрого чтения, то для детей таблицы Шульте — это отличное упражнение для:

  • развития умения концентрировать внимание;
  • развития кратковременной зрительной памяти;
  • расширения узкого охвата зрения;
  • улучшения навыков чтения и восприятия текстовой информации.

Как правильно пользоваться таблицами Шульте?

Чтобы получить максимальную отдачу от тренировок рекомендуем при выполнении упражнений руководствоваться следующей инструкцией:


Цель:исследование переключения и распределения зрительного внимания с помощью методики «Отыскивание чисел с переключением с помощью таблицы Горбова-Шульте».

Оборудование: 1) таблица Горбова-Шульте размером 35х35 см, которая разбита на 49 ячеек-квадратов (7х7). В ячейках в случайном порядке расположены 25 чисел черного и 24 красного цвета (прил. №2), 2) секундомер и 3) указка.

Необходимо заранее подготовить протокол с целью регистрации в нем времени и ошибок при поиске чисел (табл. №2).

Порядок работы: Занятие проводится индивидуально с каждым испытуемым. Перед испытуемым вертикально на столе устанавливается черно-красная таблица, дается указка и сообщается инструкция. Задание проводится в три серии .

Инструкция испытуемому для I серии: «Вам будет сейчас показана таблица с черными и красными числами. Наш опыт состоит из трех серий. В первой серии Вам необходимо находить по порядку все числа черного цвета от 1 до 25. Причем нужно обязательно показать каждое число указкой и назвать его».

Инструкция испытуемому для II серии: «Во второй серии Вам необходимо находить все числа красного цвета в обратном порядке от 24 до 1, показывать их и называть».

Инструкция испытуемому для III серии: «В третьей серии Вам нужно будет поочередно искать числа черного цвета в прямом порядке – от 1 до 25, а числа красного цвета в обратном порядке – от 24 до 1. При этом нужно называть цвет найденного числа и показывать его указкой. Например: один – черное, 24 – красное, 2 – черное, 23 – красное и т.д. Старайтесь работать как можно быстрее и в то же время не делать ошибок».

В течение всего опыта экспериментатор следит за работой испытуемого, и, если последний указывает не на то число, экспериментатор называет ошибки и требует показать правильно, например: «Нет! Вы показали 14 – красное, а нужно: 12 – красное» или «Вы должны сейчас найти не 15 – черное, а 14 – черное».

Экспериментатор в протоколе фиксирует время отдельно по каждому из пяти этапов (по 5 чисел обоих цветов на каждый этап). Отдельно фиксируются ошибки испытуемого следующих типов: замена порядка – ошибка, при которой испытуемый цифры, называемые им в возрастающем порядке, начинает называть в убывающем порядке, и наоборот; замена цифры – изменение ее порядкового номера (вместо 23 называет 21); замена цвета – вместо черной называет и показывает цифру красного цвета.

Обработка результатов:

1. Проводится беседа экспериментатора с испытуемым после окончания опыта. Следует выяснить, с какими трудностями столкнулся испытуемый при выполнении задания (в его начале, середине, конце), какие способы использовал испытуемый для того, чтобы справиться с затруднениями, вызванными необходимостью переключения внимания с одного ряда чисел на другой, как он оценивает качество выполнения задания. Данные субъективного отчета испытуемого сравниваются с данными протокола, и дается содержательная характеристика уровня развития переключения внимания каждого испытуемого.

2. Определяется количество правильно найденных чисел (m ) в I, II, III сериях задания (в третьей серии отдельно для черных и красных чисел).

3. Определяется время (T 1 ) выполнения процедуры нахождения черных чисел в I серии, время поиска красных чисел во II серии (T 2 ), общее время выполнения задания в III серии (T 3 ), а также время выполнения процедуры нахождения черных (T′ 3 ) и красных (T″ 3 ) чисел в III серии задания, для чего общее время (T 3 ) делится пополам.

4. Вычисляется время переключения внимания (T n) по следующей формуле:

T n = T 3 – (T 1 + T 2) ,

где T 1 , T 2 , T 3 – время выполнения задания в I, II и III сериях.

Чем меньше T n , тем выше скорость переключения внимания.

5. Подсчитывается количество ошибок. Количество и характер ошибок важны для правильной и содержательной интерпретации показателя T n .

6. Вычисляется условный показатель переключения внимания (П ), который отражает соотношение показателей скорости выбора в условиях совмещенного выполнения действий (S сов ) и без него (S бс ).

7. Определяется скорость выбора в I серии (S′ бс ), во II серии (S″ бс ), в III серии раздельно для черных (S′ сов ) и красных (S″ сов ) чисел по следующей формуле:

где m - количество правильно названных чисел, T - время выполнения процедуры.

8. Вычисляется условный показатель переключения внимания (П ) по формуле раздельно для черных (П′ ) и красных (П″ ) чисел:

9. Строятся графики динамики переключения внимания по каждой из трех серий, для чего на оси абсцисс откладываются пять равных отрезков, отражающих пять этапов (по 5 чисел обоих цветов на каждый этап – от 1 до 5, от 6 до 10 и т.д.), а на оси ординат откладываются значения времени (t n ), где n – номер этапа. Графики разных серий можно построить на одной координатной плоскости для большей наглядности.

10. Оценивается динамика переключения внимания на основе сопоставления графиков выполнения задания в трех сериях, а также на основе динамики каждой серии. Выделяются принципиальные стадии, оцениваются типы колебаний внимания и характер реагирования на внешние помехи. Оценивается устойчивость внимания по характеру графиков и самоотчетов.

11. Анализируются индивидуальные данные, сопоставляются количественные данные, полученные при расчете формальных показателей, и качественные данные, полученные при анализе графиков, характеризующих динамику внимания в процессе выполнения модифицированных таблиц Горбова – Шульте, а также результатов самоотчетов до и после выполнения задания.

12. Делаются выводы о характере переключения и распределения внимания данного испытуемого, о характере динамики, указывающем на особенности его врабатываемости, устойчивости и утомляемости.

Таблица №2. Протокол регистрации результатов выполнения черно-красной таблицы Горбова – Шульте

Регистрация времени (t n ) по этапам, с Черные цифры Регистрация ошибок, (+/-) Красные цифры Регистрация ошибок, (+/-)
t 1
t 2
t 3
t 4
t 5 -

Таблица №3. Сводная таблица результатов методики Горбова – Шульте

Серия опыта Стимул Количество правильных выборов Время выбора чисел (T ), с Скорость выбора чисел (S ) Условный показатель переключения (П )
общее черных красных черных красных черных красных
I Черные числа m 1 T 1 T′ 1 S" бс
II Красные числа m 2 T 2 T″ 2 S"" бс
III Черные + красные числа m 3 T 3 T′ 3 T″ 3 S" сов S"" сов П′ П″

§ 3. Исследование концентрации и устойчивости зрительного внимания с помощью методики «Перепутанные линии»

Цель: определение степени устойчивости внимания при его сосредоточении и влияния длительной работы на концентрацию внимания.

Оборудование: 1) варианты бланков с перепутанными линиями по методике Рисса (прил. №3), 2) секундомер и 3) ключ для проверки.

Порядок работы: На бланке в прямоугольнике проведено 25 перепутанных линий, которые начинаются у его левой стороны и заканчиваются у правой. Линии пронумерованы от 1 до 25. Задача испытуемого – проследить ход каждой линии и поставить у правого ее конца тот же номер, что и у левого .

Инструкция испытуемому: «На бланке Вы видите ряд линий, перепутанных между собой. Ваша задача – проследить каждую линию слева направо и в протоколе поставить тот номер, на котором эта линия заканчивается. Вам необходимо начать с первой линии, потом перейдите ко второй и т. д. Следить за линиями надо только глазами; помогать пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок».

Обработка результатов:

1. Анализируются результаты наблюдения за выполнением задания испытуемым. При наблюдении следует отметить, что преобладает у исследуемого: установка на скорость или на точность; уверен ли он в своих действиях, многократно ли себя проверяет; трудно ли сосредоточить внимание на прослеживании линий, появляется ли желание помочь себе каким-нибудь путем (пальцем, карандашом) или выполняет задание без труда.

2. Интерпретируются результаты самоотчета испытуемого. Необходимо обратить внимание на то, что в данном задании было трудным для испытуемого; в чем причина невысокой скорости выполнения задания (избегание ошибок, сбои в прослеживании линий); как оценивает испытуемый наличие у него ошибок, и чем он это объясняет.

3. При определении количественных показателей учитывается время, затраченное исследуемым на нахождение линий (общее время, затраченное испытуемым на нахождение линий (Т ); время, затраченное на нахождение с 1 по 5 линию, с 6 по 10, с 11 по 15, с 16 по 20, с 21 по 25 (Т i )).

4. Подсчитывается число правильно прослеженных линий, а также количество ошибок и число линий, оставшихся непрослеженными.

5. Строится график динамики концентрации и устойчивости зрительного внимания. На оси абсцисс отмечаются этапы выполнения методики (i ), а на оси ординат – время выполнения каждого этапа (Т i ). На основе полученных данных необходимо сделать вывод о влиянии утомляемости и/или упражняемости на выполнение задания испытуемым.

6. Вычисляется показатель успешности выполнения задания (Y ).

Техника тренировки скорочтения Горбова-Шульте помогает развивать внимание, память и восприятие. Методика не тяжела в освоении. Достаточно некоторое время смотреть на таблицу с цифрами (или с буквами) и попробовать следовать рекомендациям.

Разработана методика немецким психотерапевтом Вальтером Шульте (1910-1972). Первоначально техника поиска объектов в сетке из квадратов была создана лишь для исследования внимания пациентов.

Итак, что представляет собой методика Шульте и как ею пользоваться? Рассмотрим в этой статье.

Методика «Красно-черные таблицы»

Таблицы с цифрами используются для тренировки скорочтения, но не только. Также они подходят для общего развития детей в школьные годы и полезны в психологии — для установления типа и скорости психических процессов.

Как работать по методике «Красно-черные таблицы» Шульте? В квадрате, расчерченном вертикальными и горизонтальными линиями на нечетное число мелких квадратов, содержатся цифры или буквы. Их необходимо отыскать взглядом за определенное время. На первом этапе нужно тренировать скорость поисково-ориентировочных навыков. На втором этапе объем внимания возрастает, и искать цифры глазами становится легче.

У тех, кто занимается уже шесть-восемь месяцев, на отыскивание чисел от 1 до 25 уходит не больше минуты — 30-40 секунд.

Есть еще более сложная методика — «Черно-красная таблица» Горбова-Шульте. По ней можно оценить не только объем внимания, но и скорость переключения. При этом одновременно перед исследуемым ставят две-четыре таблицы.

Различные по сложности таблицы можно проходить в онлайн-режиме на определенных интернет-сервисах по саморазвитию. Но можно и просто нарисовать себе такие «тренажеры» на бумаге и засекать время секундомером самостоятельно.

Как повысить внимание?

Обычно человек видит ясно не более того, что находится в 15 градусах от точки, на которой он сфокусировался. Остальное уходит от внимания. Смысл тренировок по методике «Красно-черная таблица» — в расширении этой зоны.

Техника Шульте — это не тест, где нужно «дотянуться» до какой-то нормы. Здесь нет норм, так как у каждого психические процессы разные: у некоторых они протекают быстро и равномерно, у других внимание как бы обрывается, и они долго не могут найти следующую цифру. Просто нужно стараться выполнять упражнение так скоро, как возможно, и при этом внимательно.

Эффекты от тренировки

Эффекты от постоянной работы с таблицами будут заметны только через несколько месяцев ежедневной получасовой работы с таблицами.

Во время работы происходит:

  • развитие кратковременной памяти;
  • расширение периферического зрения;
  • постепенное возрастание объема внимания;
  • развитие концентрации.

В результате длительной работы по методике «Красно-черная таблица» при чтении любой книги возрастает скорость поиска необходимых смысловых блоков.

Правила работы с таблицами

Существует несколько правил, касающихся того, как надо тренироваться по методике Горбова «Красно-черная таблица». Перечислим их кратко.

  1. Соблюдать расстояние от глаз до таблицы — 30 см.
  2. Перед началом отсчета цифр нужно около минуты сосредотачивать взгляд в центре. В некоторых таблицах предусмотрена зеленая точка для фиксации внимания.
  3. Считать цифры от 1 до 25 и от 25 до 1 только про себя, не вслух.
  4. Тренироваться с разными таблицами, чтобы взгляд не привыкал к одному и тому же расположению объектов в квадрате.
  5. Выполнять упражнение ежедневно. Но не более 30-40 минут подряд. Переутомляться не нужно.

И еще одно правило, или, скорее, рекомендация. Тренировки должны быть увлекательными. Не нужно заставлять себя делать это, если вам не хочется. И не нужно винить себя, если не получается сократить время прохождения функциональной пробы до 30 секунд.

Усложненные варианты тренировки. Переход к быстрочтению

Чтобы добиться лучшей концентрации и большей скорости восприятия, после освоения маленьких таблиц переходят на квадраты 7×7 и 8×8. Квадраты могут быть окрашены в разные тона и содержать более сложные задачи.

Например, чтобы усложнить задание, испытуемого просят найти цифры от 1 до 36 в прямом порядке. А затем цифры в других цветах от 36 до 1.

После освоения методики «Черно-красная» таблица Горбова-Шульте можно переходить к чтению книг. И пробовать читать страницу, глядя в центр. Передвигать взгляд только вертикально, без горизонтальных движений. На первых этапах не стоит беспокоится о том, воспринята ли информация. Просто тренируется навык быстрочтения глазами.

Затем уже старайтесь понимать то, что попадается на глаза. На тех информационных блоках, где нужно подумать о прочитанном, можно дольше останавливать взгляд. Но если по методике «Красно-черная таблица» научиться быстро искать взглядом необходимую информацию, то некоторые малоинформативные блоки можно вовсе пропускать.

Как развить в себе суперинтеллект?

Методика позволяет быстро ориентироваться в любой информации. Овладев техникой быстрочтения, человек может в краткие сроки штудировать научные материалы, обучаться и писать диссертации.

Развивая детей таким образом, можно достичь невероятных результатов. Они быстро обучаются и могут впитывать информацию гораздо легче, так как у них больше фильтров отбора информации.

В ней помимо простых белых блоков присутствуют по набору красных и черных блоков, черных блоков 25 штук , а красных 24 .

Красно-черные таблицы онлайн

Онлайн-тренажер с красно-черными таблицами Шульте-Горбова.Здесь всего 3 кнопки: Начать, начать сначала и Стоп. Игра идет только по таймеру.Клик по самой таблице: начать или завершить упражнение.Программа в режиме таймера не следит за верностью результатов, и Вы проходите это упражнение прежде всего для себя.

Скорочтение за 30 дней

Игра таблицы Горбова-Шульте

Отличная игра-тренажер красно-черных таблиц Шульте, который автоматически выбирает оптимальный уровень сложности от размера поля 4x2 до совсем огромного. Для тренировки необходимо зарегистрироваться , так как ведется статистика достижений. Также Вам будет доступно около 30 других развивающих бесплатных игр, создание индивидуальных программ тренировок, и возможность бить рекорды других людей, проходить интерактивные курсы для развития скорочтения, памяти, внимания и так далее.

Другие таблицы Шульте:

Прохождение таблицы Горбова-Шульте

Проходить такие таблицы необходимо без ошибок парными значениями.Черные цифры проходятся по возрастающей от 1 до 25 , а красные цифры по убывающей от 24 до 1 .Счет идет попеременно, сначала черная 1 , потом красная 24 , далее черная 2 , потом красная 23 и так далее.

Ошибки во время прохождения упражнения бывают нескольких видов, например, ошибка замены порядка.В этом случае, число, называемое в возрастающем порядке (изначально черное ), становится числом убывающего порядка, и наоборот,число убывающего порядка (изначально красное ) становится возрастающим.

Красно-черные таблицы Шульте

Ниже показаны два варианта красно-черных таблиц Горбова-Шульте:

Скачать Таблицы Шульте-Горбова

Так же Вы можете скачать примеры таблиц Шульте чтобы заниматься с ними независимо от наличия интернета.Так же можно скачать таблицы Шульте для печати .

Файлы для скачивания:

Примеры Красно-Черных таблиц

Ниже приведены примеры таких таблиц для самостоятельного решения:


Итог

В этой статье я старался поподробнее рассказать и дать хорошее представление о Красно-черных таблицах Шульте-Горбова , более подробнее о самих таблицах и разновидностях этих таблиц читайте в разделе Таблицы Шульте .

Развивающие курсы

Таблицы Шульте используются для тренировки скорочтения, памяти, концентрации внимания и так далее. Выберите понравившиеся развивающие курсы, которые помогут быстрее достичь желаемой цели:

Скорочтение за 30 дней

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту.

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации

Супер-память за 30 дней

Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Задумываетесь, как открывать дверь или помыть голову? Уверен, что нет, ведь это часть нашей жизни. Легкие и простые упражнения для тренировки памяти можно сделать частью жизни и выполнять понемногу среди дня. Если съесть суточную норму еды за раз, а можно есть порциями в течение дня.

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Знание психологии денег и способов работы с ними делает человека миллионером. 80% людей при увеличении доходов берут больше кредитов, становясь еще беднее. С другой стороны миллионеры, которые всего добились сами, снова заработают миллионы через 3-5 лет, если начнут с нуля. Этот курс учит грамотному распределению доходов и уменьшению расходов, мотивирует учиться и добиваться целей, учит вкладывать деньги и распознавать лохотрон.

Железо